Челябинск. ЮУрГУ.
Кафедра "ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РАДИОЖУРНАЛИСТИКА"

    ПОДРОБНОСТИ | события | кафедра | учебный телерадиоцентр | радиостудия | наш адрес | как нас найти



Наши видеофайлы К событиям Apxив

18 марта, среда, 2009 год
•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••


Образование завтрашнего дня


Внедрение принципов Болонской системы уже на протяжении нескольких лет активно осуществляется ведущими вузами страны. Напомним, Болонский процесс представляет собой попытку создания единого европейского образовательного пространства по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных регионов планеты. При этом каждая страна и каждое учебное заведение сохраняет собственные традиции, достижения и приоритеты в области образования. Иными словами, невзирая на языковые барьеры, национальные и культурные различия, разнообразие обучающих систем, каждый выпускник, получив документ о завершении образования качественного уровня, получает возможность свободного трудоустройства в других странах. Если же обучающийся часть из имеющихся знаний получил в ином учебном заведении, а не в том, которое выдало ему диплом, руководство «родного» вуза должно быть в состоянии понять, чему именно научился во время зарубежной стажировки их студент — и не требовать, чтобы он вновь осваивал те же или аналогичные учебные дисциплины.
К настоящему моменту определились следующие задачи и направления работы Болонской системы:
— переход к системе трехуровнего образования: (бакалавриат (3 или 4 года), магистратура (1 или 2 года) и докторантура (2 года);
— выработка единых принципов контроля качества образования;
— пересмотр образовательных программ с целью усиления их прозрачности и вариативности, а также облегчения студенческой и преподавательской мобильности;
— разработка единых алгоритмов учета нагрузки студентов.
В основу разрабатываемой системы положен привычный для учебных заведений принцип определения трудоемкости, т. е. сил, времени и средств, затрачиваемых студентом на освоение того или иного модуля. Однако измерять трудоемкость отныне придется не только в академических или астрономических часах (этот традиционный способ ориентирован прежде всего на аудиторные занятия, тогда как при современном обучении необходим акцент на самостоятельную работу студента), а в особых условных единицах — кредитах.
Проблемы и пути внедрения Болонской системы в образовательный процесс ЮУрГУ — это главные темы IV Всероссийской научно-практической конференции по проблемам реализации Болонских соглашений в Европе и России «Внедрение технологий Европейского Академического образовательного пространства». Важность обсуждаемых вопросов, доклады выступавших и возможность участников задавать интересующие их вопросы обусловили внушительную протяженность встречи. С десяти часов утра до шести вечера, включая перерывы на кофе и обед, участники были вовлечены в активную дискуссию.
Своими идеями и предложениями по обсуждаемым вопросам делились профессорско-преподавательский состав ЮУрГУ их коллеги из других городов. Открыл конференцию ректор Южно-Уральского государственного университета Александр Леонидович Шестаков — именно он задал тон всему процессу обсуждения. Далее выступил Александр Петрович Ефремов — первый проректор и проректор по учебной работе РУДН с докладом на тему «Анализ практики внедрения формальных и неформальных позиций системы кредитов в учебном процессе вуза». Доклад Александра Петровича отразил интересный и небальный взгляд на существующую систему обучения и пути ее реформирования. Виктор Михайлович Каточков, декан факультета «Коммерция» Южно-Уральского государственного университета, поделился опытом по внедрению зачетных единиц (кредитов) в Южно-Уральском государственном университете. Оба докладчика посвятили свое выступление анализу нескольких путей реорганизации учебного процесса. Так, для повышения успеваемости, предложена возможность отчисления студентов, категорически не выполняющих свой индивидуальный учебный план, в середине семестра. Если срок обучения студента в университете к этому времени не достиг трех месяцев, он вправе получить назад сумму, которую заплатил при заключении контракта с вузом. Также предлагалось введение института тьютеров (тьютер — академический консультант и контролер обучения и успеваемости порученной ему группы студентов).
Аудитория, состоящая главным образом из преподавательского состава ЮУрГУ, не только внимательно слушала выступающих, но и активно задавала интересующие вопросы. Примечательно, что некоторые из них касались не только сути обсуждаемого предмета, но и отвлеченных понятий. Одного из участников, например, заинтересовал сугубо лексический аспект одного из наиболее часто употребляемых на конференции терминов: «Как правильно произносится — кре?дит или креди?т?», — именно так прозвучал вопрос. Своими впечатлениями от состоявшейся дискуссии поделился Виктор Михайлович Каточков, декан факультета «Коммерция» ЮУрГУ:
«Болонская система документально достаточно привлекательна и действенна. Но применительно к России она мало осуществима. Качественное образование по этой системе смогут получить самые талантливые и трудолюбивые студенты. Имея на руках диплом европейского образца и получая возможность работать в других странах на более выгодных, по сравнению с нашей страной, условиях, многие поспешат покинуть пределы России. Тем самым, мы рискуем потерять ценные кадры».
Но многие докладчики, в оппозицию единичным мнениям, доказывали эффективность дальнейшего проведения Болонского процесса в ЮУрГУ, ссылаясь на успешный опыт таких вузов, как РУДН, УрГУ, ЧелГУ, Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ).
Процесс внедрения Болонской системы в ЮУрГУ не только активно обсуждается, но и постепенно водворяется в жизнь. Насколько удачным будет результат — естественно, покажет время.


Автор: Настасья Невраева, гр. ФЖ-111,
Наталья Голубева, гр. ФЖ-111
Фото: Настасья Невраева, гр. ФЖ-111,
Наталья Голубева, гр. ФЖ-111

Кафедра "Телевизионная и радиожурналистика"
Южно-Уральский государственный университет

К событиям



ФОТООТЧЁТ







Переход на сайт ЮУрГУ О факультете журналистики ЮУрГУ О кафедре на сайте ЮУрГУ




    ПОДРОБНОСТИ | события | кафедра | учебный телерадиоцентр | радиостудия | наш адрес | как нас найти

март 2009